Сказка — ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
Я уже писал про неудачный перевод политического слова на русский.
А кроме явных ошибок есть еще и контекст, интонации, аллюзии...
Наиболее массовые и продуктивные попытки левого теоретизирования происходили в основном в континентальной Европе, а именно - в Германии, Франции, Италии. И терминология выросла из слов соответствующих языков в соответствующей среде.
В частности "буржуазия" буквально означает "горожане". Следует вспомнить, что это за "-бурги" такие, откуда взялись и как жили. Почему и как буржуазия боролась с феодалами. А кому лень читать может посмотреть романтическую сказку "Город мастеров".
Аналогично - "коммуна".
Коммуна (административно-территориальная единица) — тип административно-территориальной единицы в ряде стран.
История же не менее интересная, копирую буквально всю статью из Википедии.
Коммунальное движение
(перенаправлено с «Коммуна (городская)»)
Коммунальное движение — в Западной Европе X—XIII вв. движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнёта и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи — обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы в целом, а против сеньоров тех или иных городов.
Южнофранцузские города добились независимости без кровопролития (IX—XII вв.). Города Северной Франции — Амьен, Лан, Бове, Суассон и др.— и Фландрии — Гент, Брюгге, Лилль — стали самоуправляющимися в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы. Горожане выбирали из своей среды совет, его главу — мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали городские налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определённую небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд. Нередко такой город являлся городом-сеньором по отношению к крестьянам окрестных территорий.
Города Северной и Средней Италии — Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Лукка, Равенна, Болонья и др. — стали коммунами в IX—XII вв. В Германии в XII—XIII вв. появились так называемые имперские города — формально они подчинялись напрямую императору Священной Римской империи, но де-факто были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др.)
В государствах с относительно сильной центральной властью города, расположенные на королевской земле, не могли добиться полного самоуправления. Под властью сеньоров оставались и большинство мелких городов, — особенно принадлежавшие духовным сеньорам. Важнейший результат борьбы городов с сеньорами — освобождение большинства их жителей от личной сеньориальной зависимости. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город сеньориально зависимый крестьянин, прожив там «год и один день», становился свободным. Средневековая пословица, гласящая «городской воздух делает свободным», тогда понималась буквально.
Так что коммунизм обр.19 века подсознательно воспринимался на мало не тысячелетнем историческом базисе ! Отсюда можно понять, почему наивные попытки Сен-Симона и др. приняли именно такую форму. Они полагали, что добившись "независимости" новых коммун от уже буржуазных сеньоров, можно запустить следующий этап социального прогресса - коммунизацию всей страны. И Парижская коммуна как раз была попыткой скинуть власть буржуазных сеньоров. но в этот раз "сеньоры" были более сплоченными - не постеснялись даже врагов пригласить для подавления соотечественнков.
Этот пост изначально помещен в http://vlkamov.dreamwidth.org